Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по развитию у детей художественных способностей «Я художник!»

Автор-составитель программы: Александров Дмитрий Егорович, педагог дополнительного образования

Направленность программы – художественная

Цель программы: формирование художественного мышления и разностороннее развитие личности через разные способы изобразительной деятельности.

Задачи программы: 

  1. 1. Освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
  2. 2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  3. 3. Формировать образные представления о явлениях природы и предметах окружающего мира, а так же умения изображать их в собственной деятельности с использованием различных техник.
  4. 5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного материала по изобразительному искусству. Первая половина занятия направлена на приобщение детей к активной познавательной деятельности. Вторая половина занятия направлена на овладение основами изобразительного искусства и другими видами творческой работы.

Возраст детей участвующих в реализации образовательной программы - 4-10 лет. Дети распределяются по двум разным группам. Первая группа детей – дошкольная (4-7 лет). Вторая группа образуется из детей младшего школьного звена (7-10 лет). Наполняемость каждой группы 10 человек. Набор детей проводится независимо от уровня их подготовки по данному направлению.

Изобразительная деятельность с детьми дошкольного возраста имеет свою специфику, связанную с возрастными особенностями психики, мышления, внимания, физическими данными детей. Главной особенностью является то, что все компоненты мышления и психики ребенка задействованы в процессе обучения, находятся в стадии формирования. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности с дошкольниками, их целью является не только собственно обучение законам искусства и некий конечный результат творчества, но и психическое и психологическое развитие малышей (осознанного внимания, память, аналитическое и ассоциативное мышление, мелкая моторика руки, фантазия расширение кругозора и внимательного отношения к окружающему миру). Но при всей мультизадачности занятий по данной методике, основной остается обучение детей рисованию. То есть поступательное освоение ими приемов и принципов изображения, техник работы с различными материалами, знакомство с обширным кругом тем.

У детей младшего школьного звена учебная деятельность является ведущей, поэтому информацию о видах изобразительного искусства обучающимся по программе, получают на более высоком уровне. Уделяется больше внимания технике выполнения рисунков, работой над формами. И сами техники изображения предлагаются более сложные. Делается упор на том, чтобы цвет использовался как обозначение, а не цветовое выражение формы.

Сроки реализации данной образовательной программы 2 года.

  • Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством. 
  • Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, дает базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем.

Формы занятий

  • Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, подгрупповых (работа в парах), индивидуальных форм организации на занятиях.
  • Формы проведения занятий. Беседа с последующей практической деятельностью, выставка, наблюдение.

Режим занятий 

В первый и второй год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Занятие включает 15-минутный перерыв для снятия напряжения у детей. Количество часов в неделю 1,5 часа, количество часов в год 54 часов. Итого за весь курс обучения 108 часов.

Главным ожидаемым результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ребенка является не столько его талант (способности к изобразительной деятельности), сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть секретами изобразительного искусства может каждый.

В конце первого года обучения ребенок будет знать:

  • отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
  • отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
  • ведущие элементы изобразительной грамоты (линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета);
  • средства художественной выразительности (форма, цвет, композиция).

Ребенок будет уметь:

  • изображать строение, величину, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению (с учетом возрастных особенностей, умений и навыков).
  • композиционно расположить предмет на листе в зависимости от характера формы и величины предмета.
  • смешивать краски для получения различных цветов и оттенков накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета;
  • выполнять декоративные работы на заданные темы;
  • получать новые цвета и оттенки;
  • владеть гуашевыми, акварельными красками, графическими материалом, использовать подручный материал (вата, ткань, ленты, ножницы и т.д.);
  • манипулировать различными мазками;
  • давать оценку своей работе и работе товарищей;
  • проявлять индивидуальность и творческую фантазию, активность и самостоятельность в изобразительной деятельности;
  • передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

В завершении второго года обучения ученик будет знать:

  • понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
  • понимать, что такое натюрморт, пейзаж, портрет, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство;
  • отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
  • отличительные особенности основных жанров изобразительного искусства;
  • - различные приемы работы карандашом. Акварелью, гуашью.

Ученик будет уметь:

  • применять на практике законы цветоведения (уметь компоновать гармоничные сочетания цветов, тональные и цветовые отношения);
  • изображать строение, величину, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;
  • передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
  • наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;
  • искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету.

Для отслеживания результативности освоения образовательного процесса используется начальный контроль (сентябрь), промежуточный (декабрь), и итоговый (май). Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: участия в конкурсах; оформление тематических выставок детских работ; итоговых выставок; открытых занятий.

Закажите обратный звонок