Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по развитию у детей художественных способностей «Я художник!»
Автор-составитель программы: Александров Дмитрий Егорович, педагог дополнительного образования
Направленность программы – художественная
Цель программы: формирование художественного мышления и разностороннее развитие личности через разные способы изобразительной деятельности.
Задачи программы:
- 1. Освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
- 2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- 3. Формировать образные представления о явлениях природы и предметах окружающего мира, а так же умения изображать их в собственной деятельности с использованием различных техник.
- 5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного материала по изобразительному искусству. Первая половина занятия направлена на приобщение детей к активной познавательной деятельности. Вторая половина занятия направлена на овладение основами изобразительного искусства и другими видами творческой работы.
Возраст детей участвующих в реализации образовательной программы - 4-10 лет. Дети распределяются по двум разным группам. Первая группа детей – дошкольная (4-7 лет). Вторая группа образуется из детей младшего школьного звена (7-10 лет). Наполняемость каждой группы 10 человек. Набор детей проводится независимо от уровня их подготовки по данному направлению.
Изобразительная деятельность с детьми дошкольного возраста имеет свою специфику, связанную с возрастными особенностями психики, мышления, внимания, физическими данными детей. Главной особенностью является то, что все компоненты мышления и психики ребенка задействованы в процессе обучения, находятся в стадии формирования. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности с дошкольниками, их целью является не только собственно обучение законам искусства и некий конечный результат творчества, но и психическое и психологическое развитие малышей (осознанного внимания, память, аналитическое и ассоциативное мышление, мелкая моторика руки, фантазия расширение кругозора и внимательного отношения к окружающему миру). Но при всей мультизадачности занятий по данной методике, основной остается обучение детей рисованию. То есть поступательное освоение ими приемов и принципов изображения, техник работы с различными материалами, знакомство с обширным кругом тем.
У детей младшего школьного звена учебная деятельность является ведущей, поэтому информацию о видах изобразительного искусства обучающимся по программе, получают на более высоком уровне. Уделяется больше внимания технике выполнения рисунков, работой над формами. И сами техники изображения предлагаются более сложные. Делается упор на том, чтобы цвет использовался как обозначение, а не цветовое выражение формы.
Сроки реализации данной образовательной программы 2 года.
- Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством.
- Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, дает базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем.
Формы занятий
- Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, подгрупповых (работа в парах), индивидуальных форм организации на занятиях.
- Формы проведения занятий. Беседа с последующей практической деятельностью, выставка, наблюдение.
Режим занятий
В первый и второй год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Занятие включает 15-минутный перерыв для снятия напряжения у детей. Количество часов в неделю 1,5 часа, количество часов в год 54 часов. Итого за весь курс обучения 108 часов.
Главным ожидаемым результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ребенка является не столько его талант (способности к изобразительной деятельности), сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть секретами изобразительного искусства может каждый.
В конце первого года обучения ребенок будет знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- ведущие элементы изобразительной грамоты (линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета);
- средства художественной выразительности (форма, цвет, композиция).
Ребенок будет уметь:
- изображать строение, величину, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению (с учетом возрастных особенностей, умений и навыков).
- композиционно расположить предмет на листе в зависимости от характера формы и величины предмета.
- смешивать краски для получения различных цветов и оттенков накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета;
- выполнять декоративные работы на заданные темы;
- получать новые цвета и оттенки;
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическими материалом, использовать подручный материал (вата, ткань, ленты, ножницы и т.д.);
- манипулировать различными мазками;
- давать оценку своей работе и работе товарищей;
- проявлять индивидуальность и творческую фантазию, активность и самостоятельность в изобразительной деятельности;
- передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
В завершении второго года обучения ученик будет знать:
- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, портрет, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство;
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- отличительные особенности основных жанров изобразительного искусства;
- различные приемы работы карандашом. Акварелью, гуашью.
Ученик будет уметь:
- применять на практике законы цветоведения (уметь компоновать гармоничные сочетания цветов, тональные и цветовые отношения);
- изображать строение, величину, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;
- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;
- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету.
Для отслеживания результативности освоения образовательного процесса используется начальный контроль (сентябрь), промежуточный (декабрь), и итоговый (май). Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: участия в конкурсах; оформление тематических выставок детских работ; итоговых выставок; открытых занятий.