Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Умники и умницы»
в рамках подготовки к обучению в школе
Автор-составитель программы: Андреева Елена Васильевна, педагог дополнительного образования
Направленность программы: социально-педагогическая
Цель программы: формирование общей культуры и позитивной социализации ребёнка, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих успешную адаптацию к школе и достижение уровня развития, необходимого для успешного освоения основных образовательных программ начального общего образования с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, всестороннее развитие ребенка, формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, формирование общеучебных умений и навыков.
Задачи программы:
- -развитие познавательного интереса;
- -формирование и развитие коммуникативных навыков;
- -развитие внимания и памяти;
- -развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций;
- -развитие вербального восприятия, фонематического слуха;
- -развитие речи: постановка и автоматизация правильного звукопроизношения; обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильного строя речи;
- -развитие логического мышления, как постепенного перехода от наглядно-
- образного к словесно-логическому мышлению;
- -развитие воображения и творческого мышления;
- -эстетическое развитие.
Отличительная особенность программы: учет индивидуальных особенностей и возможностей детей; системность и плановость; занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса; развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления; контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам; вариативность содержания и форм проведения занятий; наглядность.
Участники реализации программы: дети 5 - 6 лет.
Сроки реализации программы: 1 год
Формы и режим занятий: индивидуально, коллективно, в группах. Занятия проводятся 1 раз в неделю (по 25 мин. каждое).
Краткое содержание программы:
Лексическая и грамматическая работа:
- -обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в речи;
- -употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений.
Развитие связной речи:
- -ответы на вопросы, участие в диалоге;
- -составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
Знакомство с классификацией звуков:
- -согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- -выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- -выделение в слове гласных и согласных звуков;
- -«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Обучение звуко-слоговому анализу:
- -звуковой анализ состава слогов и слов;
- -дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- -соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Числа от 1 до 10. Математические знаки: +; - ; =; >; <. 2="" 10="" p="">
Последовательность чисел. Сравнение чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов.
Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур. Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку. Различные виды классификаций геометрических фигур. Ознакомление с пространственными и временными отношениями.
Ожидаемые результаты обучения.
В конце обучения должны знать (обучение грамоте):
- -звуки и буквы;
- -сочетание гласных и согласных;
- -буквы, обозначающие мягкость и буквы, обозначающие твердость;
- -элементы букв.
Должны уметь:
- -составлять рассказы по картинке, по серии картинок;
- -находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
- -составлять предложения из трех, четырех слов;
- -делить слова на слоги.
Должны знать (математика):
- -состав чисел первого десятка;
- -цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9;
- -знаки +, - ,=, >, <;
- -названия геометрических фигур;
- -пространственные представления.
Должны уметь:
- -называть числа в прямом и обратном порядке;
- -соотносить цифру и число предметов;
- -составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- -пользоваться арифметическими знаками действия;
- -ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
- -сравнить предметы по форме, величине, длине, ширине, высоте;
- -уметь определять, где предметов больше, где меньше, где их поровну, уметь делить группы предметов на равные (неравные) части.